Перевести страницу

Методкабинет

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую дея­тельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в жела­нии самоутвердиться.


Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

1. Целевой блок
Цель- формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.


Задачи:
1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.
З. Развитие и упрочнение детской организации как основы для    меж­возрастного общения, социальной адаптации, творческого   развития каждого ученика.

2. Принципы построения и развития самоуправления.

1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
З. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.
5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
6. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
9. Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

 

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:

  • первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;
  • второй - школьное ученическое самоуправление;

Структура первого уровня- ученическое управление на уровне классных коллективов (5- 9-е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной классный отряд. Каждый отряд избирает из своего состава командира и заместителя , а остальные 2-3 человека - его члены. Из командиров отрядов  образуется совет учащихся отряда: в него входят командиров.

Обязанности членов отряда:

  • командир отвечает за работу каждого члена;
  • заместитель отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток времени;
  • члены отвечают:
  • а) за дела внутри отряда;
  • б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд;
  • в) за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой.

Функции совета отряда:

  • подготовка и проведение отрядных собраний;
  • анализ деятельности своих членов;
  • подготовка информации-отчета и предложений.

 

Высший орган самоуправления - собрание отряда, во главе которого находится командир.

Структура второго уровня- школьное ученическое самоуправле­ние. Это школьные ученические отряды («Наука и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота», «Пресс-центр»), состоя­щие из командиров классных ученических отрядов. Школьные ученические отряды возглавляют командир и заместитель, входящие в данный отряд. В работе школьным ученическим отрядам  помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.

Функции школьных ученических отрядов:

1. Выработка и принятие решения.
2. Доведение принятого решения до отрядов.
3. Организация выполнения принятого решения.
4. Создание условий для выполнения решения.
5. Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.
6. Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы.

       Командиры и заместители школьных ученических отрядов  составляют совет учащихся школы.

Функции совета учащихся школы:
1. Проведение анализа работы классных органов самоуправления.
2. Подготовка анализа и предложений на совет школы.
3. Анализ работы самих членов.
4. Обеспечение социальной защиты учащихся.

Структура третьего уровня.Это совет школы, который состоит из командиров школьных ученических отрядов  (5 человек), педагогов (5 человек) и родителей (5 человек). Руководит советом школы директор.

Функции совета школы:
1. Работа над созданием перспективного плана развития ОУ
2. Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической    базы ОУ.
3. Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации   деятельности ОУ. .
4. Контроль за деятельностью администрации по расходованию внебюджетных средств.
5. Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятель­ности ОУ.

III.Содержание деятельности органов самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из
ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • познавательнаядеятельность - предметные недели, встречи с ин­тересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конферен­ции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);
  • трудоваядеятельность - забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
  • спортивно-оздоровительнаяядеятельность - организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;
  • художественно-эстетическаядеятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
  • тимуровскаядеятельность - помощь младшим, забота о старших;
  • информационнаядеятельность - письменная информация о жизни классных отрядов школы.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на
общешко­льном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Организация самоуправления:
1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
З. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
5. Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.
6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в отря­де, школе.

Самоуправление-специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляе­мы. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он самоорга­низуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделе­ние, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и са­мостоятельным звеном управления. Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойст­венные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse